«Кто владеет информацией, тот владеет
миром!»
Эта фраза, придуманная двести лет назад банкиром
Натаном Ротшильдом и ставшая крылатой после того, как ее употребил в своей
речи Уинстон Черчилль, по-прежнему
актуальна.
В настоящее время от образования ожидают
подготовку людей с высоким уровнем общего развития, с умением принимать
самостоятельные решения, с готовностью к переучиванию, приобретению новых
знаний, с умением работать в группе, коммуникабельных.
Современное образование должно создавать
условия, когда каждый учащийся смог бы получать необходимую ему личностно
значимую информацию, должно помочь в раскрытии внутреннего потенциала каждого
школьника, в его движении по пути самореализации.
Создавая условия для получения каждым
человеком информации, нельзя допускать беспорядочного поглощения информации.
Необходимо развивать у школьников способность критически анализировать и
продуктивно использовать эту информацию, научить их понимать, какая информация
обогащает возможности человека, а какая больше отвлекает от работы, чем
помогает.
Существует много научных определений
понятия «информационная культура личности». Одно из них – это «совокупность
знаний, умений, навыков, способствующих осознанию человеком своего места в
информационной среде».
Информатизация общества и образования,
развитие новых информационных технологий – объективный и закономерный процесс.
Знание вычислительной техники, без которой не обходится ни одно современное
предприятие, ни одна отрасль знания и жизни, позволяет человеку уверенно
чувствовать себя в любых жизненных ситуациях. Понятие «новая грамотность»
включает в себя помимо всего прочего и умение ориентироваться в разнообразных
информационных потоках, самостоятельно создавать медиаобъекты для сети
Интернет.
Таким образом, можно выделить следующие
требования к школе будущего:
·
Школа
должна развить творческий потенциал каждого ученика, т.е. осуществлять
личностный подход в процессе обучения.
·
Школа
должна научить ученика учиться. Научить работать с информацией.
·
И
учителя и ученики должны овладеть информационными и телекоммуникационными
технологиями.
Не секрет, что современный учитель
находится в ситуации, когда должен совместить несколько противоречивые
требования. С одной стороны, учитель должен научить школьника в соответствии с
четко определенными стандартом образования требованиями к уровню подготовки
выпускников (четкий набор знаний и умений), с другой стороны, учитель должен
помогать творческим умам, жаждущим исследовать неизвестные области.
Мой опыт работы показывает, что урок,
проводимый с использованием ИКТ, позволяет совместить эти требования.
В 2007-2008гг. я модифицировала
программу по математике для 6 класса
(Авторы учебника Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбург),
учитывая возрастные особенности учащихся, возможности расширения
индивидуализации учебного процесса, активизации самостоятельности и творческой
активности каждого ученика при организации учебной работы с использованием
электронных ресурсов. Программа отличается
от базового курса «Математика» 6 класса насыщенностью наглядным материалом и
творческих работ. (См. Приложение)
К каждой изучаемой теме прилагаются электронные ресурсы, разработанные
мной в качестве дидактического материала к учебнику. Ресурс «Математика с любимыми героями»
(ставший позже основой для создания совместно с учениками ЭОР «Учимся с
удовольствием!») включал в себя презентации, флипчарты для интерактивных досок, интерактивные тесты. Это
позволило обеспечить условия для повышения мотивации обучения, развивать
познавательный интерес к математике учащихся 6-х классов, активизировать их
учебную деятельность; способствовало эмоциональному и духовному развитию
ученика.
Модификация программы коснулась так же
введения разработанного мной раздела «Живая геометрия» с целью подготовки
учащихся к систематическому изучению курса геометрии 7-11 классов, расширения
кругозора учащихся и воспитания интереса к математике. В тематический план вошли практические
занятия из компьютерной программы «Живая математика». Динамическая среда данной
программы позволяет преобразовывать геометрические объекты (двигать,
поворачивать, растягивать, отражать, накладывать, менять их цвет, создать
анимацию и т.д.)
Изучение этого раздела способствует
достижению учащимися более высокого уровня образованности, эстетическому
воспитанию учащегося, восприятию геометрических форм; развивает воображение,
пространственные представления; готовит к применению геометрии в практической
жизни; прививает навыки исследователя; всесторонне развивает геометрическое
мышление учащихся с помощью метода геометрической наглядности, развивает
логическое и образное мышление; развивает личностные качества и способности
учащегося.
Шестиклассники с большим интересом выполняли творческие работы по темам «Необычные треугольники», «Орнаменты» и «Геометрия природы».
ИКТ активно входят в нашу жизнь, помогают каждому
человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в
учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче.
Решая проблему информатизации школы нельзя забывать
об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка,
тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как
электронная доска.
Педагогические возможности электронной доски как средства
обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных
средств реализации учебного процесса.
Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс.
В классе не остаётся
равнодушных, все предметы становятся лёгкими и увлекательными. За счет большой
наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание
детей к процессу обучения, повышает мотивацию.