Одним из направлений развития современной школы
является развитие технологии дистанционного обучения. Современное представление о
дистанционном обучении основывается в первую очередь на информационных и
телекоммуникационных технологиях и технических средствах.
Сегодня в условиях развития
информационного общества одним из ключевых элементов, позволяющих максимально
индивидуализировать учебный процесс, является дистанционное обучение. В большей
степени использование дистанционных форм актуально при организации обучения
детей с особыми потребностями (детей с ограниченными возможностями здоровья,
детей находящихся в особых жизненных ситуациях, одаренных детей). Ведь
дистанционные методики позволяют обеспечить ребенка качественным образованием
вне зависимости от места обучения, дают ему возможность доступа к широким
образовательным ресурсам, возможность общения посредством сети Интернет с
высококвалифицированными педагогами, возможность общения со сверстниками, столь
необходимого для нормальной реабилитации и адаптации в обществе. Обучаясь в
информационной компьютерной среде, ребёнок получает профессиональные навыки,
которые в дальнейшем обеспечат ему работу и достойное существование.
Я являюсь педагогом-куратором в Школе
дистанционной поддержки образования детей с ограниченными возможностями
здоровья.Однако, применение технологии дистанционного обучения актуально не только для этой категории детей.
В каждом современном образовательном
учреждении существуют медиацентры,
кабинеты самообразования, классы
открытого доступа в интернет. Мы с гордостью рапортуем о том, что учителя
овладевают компьютерной грамотностью,
активно используют информационные технологии в образовательном
процессе и даже осваивают программы, позволяющие
проводить чаты и телеконференции. Мы
радостью рассказываем друг другу о том, что нашли друзей детства на сайте
«Одноклассники.ру» и теперь периодически
проводим с ними в «Skype» сеансы он-лайн связи в интернете.
Так почему же мы забываем о том, что
наши знания и умения можно использовать и для того, чтобы дать шанс на
образование тем, кто особенно остро
нуждается в этом?
Дети, временно переведенные на домашнее
обучение. Мы приходим к ним раз в неделю, даем им задание и оставляем наедине с
учебником. А если не получается задача? А
если возник вопрос по теории? Как было бы замечательно иметь
профессионального он-лайн консультанта.
Хотя бы одного на регион, но по
каждому учебному предмету. Чтобы ребенок знал: если возникнут трудности, ему
придут на помощь.
В настоящее время я организовала группу
преподавателей нашего лицея, обучающихся на дистанционном курсе «Проектирование
электронного курса с
использованием системы дистанционного обучения Moodle», расположенного на
сервере Областного Центра Информатизации.
А к следующему учебному году я планирую подготовить первую группу on-line консультантов.
Ведь это в наших силах: обеспечить доступное образование детям с особыми
потребностями.
Однако, к этой категории относят не
только детей с ограниченными возможностями. Особые потребности в образовании
имеют и одаренные дети. Для всех, кто, так или иначе,
соприкасался с данной проблемой, не секрет, что способному ребенку часто
«тесно» в рамках стандартной школьной программы. А когда его интеллектуальные и
творческие возможности оказываются невостребованными, ослабляется
познавательная мотивация, снижаются темпы умственного и творческого развития
одаренного ребенка.
А между тем, отмечаемые на сегодняшний
день изменения в системе образования современного общества характеризуются
переходом от обучения в закрытой образовательной среде к «сетям знаний»
открытой образовательной среды.
В частности, большой интерес и внимание
сейчас привлекают возможности участия в Интернет-олимпиадах,
телекоммуникационных проектах. Подобные проекты увеличивают познавательную
активность детей, делают учебную деятельность необычной и интересной. И дети
понимают, что Интернет - это не только развлечение, но и источник знаний, вполне доступный для них.
Дети с особыми потребностями чаще других
обращаются к учителю за советом, поддержкой, одобрением. И мои ученики всегда
искренне радуются возможности задать мне вопрос в режиме on-line.
В переводе с древнегреческого «педагог»
означает «детоводитель»
Именно люди нашей профессии ведут детей
к знаниям и в мир прекрасного. Именно мы помогаем им раскрыть свой талант, свои
возможности. И мы должны помочь им
составить собственную траекторию движения в его образовании.
Дистанционное обучение не исключает
реального общения. Оно дополняет его, даёт
возможность свободы в планировании
учебного времени, осваивания материала в индивидуальном темпе. Ученик не
зависит от расстояния, разделяющего его и преподавателя. А учитель сопровождает его, помогает ему ориентироваться в этой огромной
информационной среде, оказывает консультации и поддержку. Дистанционное
обучение даёт детям с особыми потребностями шанс на доступное и качественное образование.