В своей работе последние два года я активно
применяю и Технологию контрольно-обучающего
тестирования.
Учитель математики, идущий в ногу со временем,
используя информационные, компьютерные и мультимедийные продукты может легко
перейти от роли учителя-информатора к роли учителя-координатора, организатора
познавательной деятельности учащихся; развивать информационные компетенции
участников образовательного процесса; осуществлять деятельностный подход;
повысить эффективность образовательного процесса.
Одной из проблем обучения любому предмету была и
остается проблема объективности оценки обученности учащихся. Традиционный
контроль в значительной степени бывает субъективен. Как следствие снижается
мотивация обучения, особенно у младших классов. Сегодня компьютерные технологии
могут помочь в решении этой проблемы.
В рамках изучения курса математики мною
используется инструментальная программа-оболочка Hot Potatoes,
предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать
интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения
специалистов в области программирования. (Я
являюсь автором и преподавателем курса повышения квалификации учителей «Создание
интерактивных тестов, кроссвордов и заданий для работников образования». Программа курса согласована в КОИРО и
является победителем конкурса «Роялти - педагогу-новатору»).
С помощью программы можно создать 10 типов
упражнений с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.
Упражнения создаются с помощью 5 блоков программы (каждый блок может
рассматриваться как самостоятельная программа):
1. JQuiz – Викторина – вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий). Учитель
имеет возможность заложить в упражнение комментарии ко всем вариантам ответов.
2. JCloze – Заполнение пропусков. Учащиеся могут попросить подсказку и увидеть первые буквы пропущенного
слова. Ведется также автоматический подсчёт очков.
3. JMatch – Установление соответствий (3 типа заданий).
4. JCross – Интерактивный кроссворд.
5. JMix – Восстановление последовательности.
Упражнения выполняются в режиме тренировки, предусмотрен
режим тестирования для вопросов с множественным выбором ответа.
Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Неудачные попытки
приводят к снижению оценки.
Интерактивные тесты использую не только с целью
осуществления контроля за ЗУН (знаниями, умениями и навыками), но и как контрольно-обучающий
метод: перед изучением нового материала, чтобы определить уровень
подготовленности класса к его восприятию (входной контроль) или выделить в
проблеме основные смысловые блоки; организация групповой самостоятельной работы
с источниками, в которых учащиеся ищут ответы на
поставленные в тесте вопросы; эффективна постановка задачи на
самостоятельное составление тестов учащимися по пройденному материалу.
Комментарии учителя, задаваемые в программе, возможность учащихся получить подсказку, исправить допущенную ошибку, самостоятельно контролировать подсчет баллов способствуют организации контрольной работы в интересной форме и устранению негативного отношения учащегося к «зачетному» уроку.