интересной для ребенка и не превратить её в забаву-
это одно из труднейших и важнейших задач дидактики.
К.Д.Ушинский
Я работаю учителем с 1992 года. После окончания университета я пришла в школу пос. Донское Калининградской области. Я до сих пор с нежностью и теплом вспоминаю коллектив, который помогал мне делать первые самостоятельные шаги на педагогическом поприще. Я точно знаю, что одно крыло моего Золотого Пеликана по праву принадлежит Донской средней школе, а второе – лицею №23 г. Калининграда.
Безусловно, в выборе профессии велика роль тех учителей, с которыми однажды счастливо свела меня судьба. Я хорошо помню свой 5 класс, первое занятие в математическом кружке, «софизмы», магические квадраты. Уже тогда я и решила: я тоже хочу столь вдохновенно давать детям знания, учить их думать, рассуждать, искать способы рационального решения задачи и радоваться результатам своей работы.
Опираясь на опыт своих учителей и на свой собственный опыт, я не могу не согласиться со словами Т.Д. Гавриловой, прочитанными мною в пособии "Занимательная математика": готовясь к уроку, хороший учитель не только подбирает материал к нему и продумывает формы и методы работы, чтобы обеспечить мыслительную деятельность ученика. Он ещё и предугадывает те моменты, когда эта деятельность может начать угасать, и предусматривает методы её стимулирования. Причем не какими-нибудь волюнтаристскими способами, а путём разумной инъекции в структуру урока чего-нибудь неожиданного, необычного, удивительного, азартного, т.е. такого, что вызывает естественный живой интерес у учащихся, что прогоняет с урока скуку – главного врага учебного процесса.
Такие уроки не только полезны, но и приятны. А результаты гораздо выше, потому что они получены в комфортных (для души) условиях.
Признаюсь, очень часто на уроках я рассказываю притчи о Пифагоре, байки про жену и служанку Мёбиуса, играю в «генералов», «пеку» виртуальные математические блины на Масленицу. Но при этом я всегда помню, что понятие «увлекать» и «развлекать» всё же различны, и «занимательность ради занимательности» малоэффективна в вопросе выполнения учебных задач, а то и вовсе уводит от них в сторону.
Поэтому, готовясь к уроку, стараюсь четко определить для себя, с какой целью привносится в этот урок тот или иной занимательный элемент. И если предстоит урок, на котором требуется выполнить много однотипных упражнений, я предусматриваю введение занимательного элемента в тот момент, когда мыслительный процесс пойдет на спад.
Например,
«Игра в генералов». При отработке вычислительных навыков накануне 23 февраля, мы вспомнили про то, что «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», и каждый пятиклассник, поднимаясь по нашей математической лестнице, постарался не упустить своего шанса на получение генеральских погон.
Такая игра взбодрила класс и не увела в сторону от закрепления математического учебного материала.
В моей коллекции авторских разработок есть большое количество «тематических» уроков, где занятия математикой сопряжены с воспитательной и внеклассной работой.
Но, повторюсь, самое главное на уроке (и самое сложное) - соблюсти разумный баланс между «увлекательными элементами» и кропотливым трудом. При формировании этого баланса я учитываю возраст учащихся. Если я намереваюсь привить пятиклассникам интерес к математике и охоту к занятиям ею, то занимательные (не просто развлекательные, а именно занимательные) элементы того или иного типа (но не однотипные) могут присутствовать на уроке.
Впрочем, не только на уроке.
С удовольствием дети решают занимательные задачи и на форуме нашего сайта Воскресной физико-математической школы. Вдвойне приятно, что на этот форум заглядывают и родители: кто-то из них «немножко помогает» своим детям, а кто-то сам присоединяется к поиску ответа на задачу.
В 2008 году вместе с моими учениками мы решили создать «учебник, по которому нам хочется учиться».
Так появился на свет Электронный Образовательный Ресурс «Учимся с удовольствием». Ребята сами выбрали героев электронного учебника, помогали мне в оформлении презентаций, а затем с удовольствием знакомились с программным материалом учебника математики для 6 класса.
Я полностью согласна с автором методического пособия для учителя «Занимательная математика» Т.Д. Гавриловой: по мере того, как ученики взрослеют и «заражаются» любовью к предмету, меняется количество и содержание таких моментов «внеучебного» типа. Ведь очень важно, чтобы в среднем звене уже был завершен процесс формирования вкуса к занятиям математикой.
А старшеклассников я учу принимать красоту этой науки без «макияжа», получать удовольствие от грамотно выстроенного доказательства, рационального решения, умной мысли, нестандартного подхода к стандартной задаче и т.д.
Любая деятельность может быть
либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала.
В.П. Беспалько
И, применяя информационные технологии, я никогда не забываю, что все они должны быть вместе с учителем, а не вместо него. Ибо никакие современные электронные образовательные ресурсы не заменят живого слова учителя.
Так почему же я решила стать учителем?
Выбор профессии определяется особенностями нашей личности, натуры, наш ими склонностями, взглядами и убеждениями:
это, вероятно, стремление к постоянному общению, любовь к детям;
желание жить активно, в вечном движении;
тяга к творчеству, поиску (учитель – это, действительно, творческая профессия);
это умение находить счастье от той пользы, которую мы приносим детям, людям (растим личности), и понимание огромной важности и нужности профессии для общества;
и, наверное, желание продолжить себя в детях, которых я воспитываю.
Именно поэтому особенно ценным для меня на конкурсе «Учитель года» было то, что и на школьном, и на муниципальном, и на региональном этапах конкурса я стала обладательницей специального Приза независимого Детского жюри. Ведь всё, что мы делаем в нашей профессии, мы делаем в первую очередь для детей и ради детей.
В 2009 году 47% моих семиклассников подали заявление на поступление в восьмой математический профильный класс. Значит, я смогла передать им любовью к своему предмету.
Не скрою, особую гордость вызывает у меня и тот факт, что математикой «заразила» я и своего старшего сына: он учится в математическом классе, является ежегодным победителем городских и региональных этапов всероссийской олимпиады по математике, победителем Международной Бесселевской олимпиады в г.Минден(Германия); призёром всероссийской Интернет-олимпиады, посвящённой 300-летию Эйлера; победителем всероссийской олимпиады "Шаг в будущее" по математике. Меня радует, что выбор будущей профессии у него не вызывает сомнения.
В очередной раз вспоминаются слова французского писателя Анатоля Франса: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
И я каждый урок искренне желаю своим ученикам приятного аппетита!